версия для печати
Лебедки электрические

Лебедки электрические бывают нереверсивными или реверсивными, фрикционными или с жесткой связью каната и барабана, однобарабанные и двухбарабанные, односкоростные и двухскоростные, с цилиндрическими или коноидальными барабанами и т. п.


В однобарабанных фрикционных лебедках с приводом от электродвигателя или от двигателей внутреннего сгорания барабан с двигателем соединен фрикционной муфтой, управляемой вручную, причем рукоятка управления муфтой сблокирована с тормозом так, что при включении муфты тормоз лебедки размыкается, а при выключении он замыкается. Таким образом, управление лебедкой осуществляется при непрерывно работающем двигателе. Для опускания грузозахватного приспособления или груза производится растормаживание лебедки при помощи педали. Ввиду повышенной опасности при эксплуатации применение фрикционных лебедок с электрическим приводом для подъема груза правилами Госгортехнадзора запрещено. Поэтому находят применение подъемные лебедки, в которых барабан жестко соединен с двигателем.


Электрические реверсивные однобарабанные лебедки согласно ГОСТ 2914—80 имеют тяговое усилие 4,0; 6,3; 10,0; 12,5; 20,0; 32,0; 50,0 кН.


Электрическая реверсивная однобарабанная лебедка показана на рис. 1.11. Ее используют при строительных и монтажных работах, а также для комплектации подъемников.

 

 

Реверсивная однобарабанная лебедка смонтирована на раме /. Привод осуществляется от асинхронного двигателя с фазным ротором 6. Барабан 2 с редуктором 3 соединен с помощью зубчатой муфты внутри барабана. Двигатель с редуктором соединен упругой разъемной муфтой 5, одна из частей которой (со стороны редуктора) используется в качестве тормозного шкива. Тормоз 4 двухколодочный с короткоходовым магнитом переменного тока. Управление электродвигателем производится контроллером 7. На раме лебедки установлены также пускорегулирующие резисторы 8. Для опускания груза в электрических подъемных лебедках двигатель включается в сторону опускания груза. Если при этом момент от веса груза больше момента от сил трения в передачах лебедки, то двигатель работает в режиме генераторного торможения. Опускание груза реверсированием двигателя обеспечивает безопасность при работе лебедки.


Строительно-монтажные однобарабанные лебедки должны иметь несколько скоростей подъема: малую скорость при посадке груза и большие скорости при подъеме и опускании груза. Наиболее часто их применяют с двухдвигательным приводом и планетарной муфтой или редуктором.


Применение однобарабанных реверсивных лебедок для подтягивания железнодорожных вагонов в цехах, для откатки вагонеток и т. п. является нецелесообразным, так как разматывание каната осуществляют вручную. В этих случаях лебедки выполняют двухбарабанными, на один барабан навивается грузовая ветвь каната, а с другого в это время сматывается другая ветвь каната. Для обеспечения передвижной (нестационарной) двухбарабанной лебедки универсального применения, т. е. возможности изменения соотношения длины прямой и обратной ветвей каната, она должна иметь два двигателя или соединение двух барабанов с ведущим валом приводного двигателя должно быть выполнено с помощью фрикционных конусных или ленточных муфт. Торможение барабана производится ленточным тормозом. Одновременно с размыканием тормоза осуществляется включение муфты.


Лебедки с фрикционными коноидальными барабанами, имеющими вертикальную ось вращения (шпили или кабестаны) или горизонтальную (брашпили), используют для маневровых работ с вагонами, для подтягивания грузов к кранам и судов к причалам и т. д. В этих лебедках тяговое усилие передается благодаря силам трения между канатом и барабаном.


Наибольшее распространение получили шпили с электроприводом, в которых канат не закреплен на барабане, а наматывается на него несколькими (до пяти) витками.


Тяговое усилие шпиля
S = Sp'*t
где Sn — натяжение обегающей ветви каната; к — угол обхвата барабана канатом; f — коэффициент трения между барабаном и канатом.
Если принять / = 0,185, то при рекомендуемом усилии рабочего S0 = 160 Н н пяти витках каната на барабане максимальное тяговое усилие шпиля
S - 160е°-185'10я « 54 ОООЯ.


Поскольку при работе шпиля происходит непрерывное перемещение витков каната на ту часть барабана, которая имеет минимальный диаметр, и интенсивное скольжение витков, канат в таких лебедках изнашивается очень быстро. Для уменьшения изнашивания каната рационально увеличивать тяговое усилие шпилей путем увеличения коэффициента трения /, а не угла обхвата а.


Для обеспечения большой высоты подъема груза или значительного пути перемещения в горизонтальной плоскости применяют лебедки с фрикционными цилиндрическими барабанами. В этих лебедках можно создать большое тяговое усилие при малом натяжении сбегающей ветви каната. В фрикционной лебедке, показанной на рис. 1.12, сбегающая ветвь каната наматывается на барабан 7. Фрикционные барабаны 1 Выполнены с несколькими кольцевыми канавками, соответствующими числу ветвей каната, находящихся на барабанах. Число канавок может составлять до десяти. Сбегающая ветвь каната натяжением S0 при подъеме груза наматывается на барабан 7 с многослойной навивкой с помощью винтового канатоукладчика 8. При подъеме груза барабан 7 приводится в действие через цепную передачу 3 и фрикционную муфту 5, причем передаточное число цепной передачи выбирается таким, чтобы частота вращения звездочки б, связанной с ведущими дисками фрикционного механизма, была больше максимальной частоты вращения канатосборного барабана (при навивке первого ряда каната) примерно на 10 %. Это обеспечивает работу муфты с постоянным проскальзыванием дисков и, следовательно, постоянное натяжение сбегающей ветви каната S0, необходимого для передачи тягового усилия фрикционными барабанами. Значение S0 устанавливается путем регулирования степени сжатия дисков фрикционной муфты. Чтобы между фрикционными и канатосборными барабанами при опускании груза не образовывалась слабина каната, фрикцион снабжен храповым механизмом 4 с двумя собачками. Храповое колесо 9 соединено с ведущими (от звездочки) фрикционными дисками. Одна собачка 10 — подвижная связана со звездочкой 6, другая собачка // — неподвижная. При подъеме груза вращение с фрикционных барабанов передается через цепную передачу и храповой механизм на ведущие диски и канатосборный барабан. При опускании груза храповое колесо застопоривается неподвижной собачкой, а подвижная собачка скользит по зубьям храпового колеса. Таким образом, при опускании груза натяжение каната, сматываемого с канатосборного барабана, определяется усилием фрикционного механизма и оно равно натяжению S0 каната, наматываемого на канатосборный барабан при подъеме груза.

 

 

Натяжение каната S0, во-первых, должно быть достаточным для преодоления сопротивлений жесткости каната при навивке его на канатосборный барабан, и, во-вторых, оно должно быть таким, чтобы обеспечивалась передача фрикционными барабанами необходимого окружного усилия F = SH — S0 при подъеме груза (здесь SH — максимальное натяжение набегающей ветви каната). Чтобы удовлетворить второе требование, необходимо соблюсти следующее условие:
Fk
или
где п — число кольцевых канавок на каждом фрикционном барабане; k = 1,1.. 1,2 — коэффициент запаса сцепления каната с барабаном; / — коэффициент трения каната по барабану.


Для опускания пустого крюка необходимо, чтобы натяжение сбегающей ветви каната удовлетворяло условию
9 --^, s°
°Сб -о" е2пп/ *
Для уменьшения усилия на оси фрикционных барабанов от натяжения ветвей канатов между барабанами установлены распорные катки 2 (см, рис. 1.12).

 

 
 
вверх страницы
«Гутман Украина»>Статьи
 

Мы в социальных сетях:

Разработка веб-сайта: Студия COM.CV.UA